Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSS Включить версию для слабовидящих Понедельник, 28.05.2018, 10:47

.. .

Меню сайта
Категории раздела
Спорт [16]
Учеба [10]
Мероприятия [117]
Объявления [68]
События [7]
Конкурсы [22]
Изменения в расписании [18]
Психология [1]
..
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 248
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Учителям

Формула успеха. Психологическая поддержка хорошего ученика

 

Анна КРИВЦОВА

кандидат психологических наук,

психолог АНО Школа «ПРЕЗИДЕНТ», Москва

Очень часто внимание педагогов и психологов акцентируется на слабых в учебе учениках, на проблемах дисциплины, эмоциональной поддержке учителей, новых учеников, в общем, на проблемах и трудностях, связанных с учебой и жизнью в школе. За пределами внимания чаще всего остаются «хорошие» ученики, те, кто учится на хорошо и отлично, кто своим поведением и учебой не доставляет хлопот учителям. Однако опыт работы в школе показывает, что очень часто за успешной учебой и примерным поведением стоят серьезные эмоциональные трудности, которые ученик переживает дома, один на один с собой. За успехами стоит большой труд, который воспринимается школой и взрослыми как должное. Если ученик плохо учится, ему автоматически обязаны все помогать, и это правильно. А если ребенок умница и труженик, то он остается не замеченным взрослыми и часто осмеян сверстниками как «ботан». Получается несправедливо: с «неуспешными» учениками все возятся, а с «успешными» никто не работает. Часто такое несправедливое отношение приводит к снижению самооценки у хорошего ученика, к неуверенности в своих силах и, что самое печальное, к снижению учебной мотивации: «Зачем я все это делаю, какой в этом смысл?» Однажды я спросила у ребят, а кто, по-вашему, хороший ученик? И все дружно ответили, что это тот, кто учится на пятерки и четверки. И с этим нельзя не согласиться. Но они вряд ли задумываются, что за хорошими оценками стоит тяжелая упорная работа, усердие и даже слезы. Как нам кажется, все эти качества: упорство, трудолюбие, любознательность, широта интересов очень помогают и приводят к успеху и во взрослой жизни, и мы решили обратить внимание ребят именно на это. А показать, как это работает, решили на примере «хороших» учеников. Все-таки успех человека в жизни складывается из множества составляющих, а начинается с упорной работы в школе. Часто одноклассникам не хватает времени разглядеть своего успешного в учебе товарища получше: чем он интересуется, что любит, каких успехов добился в других областях, кроме учебы, о чем он мечтает и каким видит свое будущее. Многие ребята в школе не только хорошо учатся, но и занимаются очень успешно разными видами спорта и творчества. Поэтому мы решили, что мало говорить только об учебе. Мы хотим предложить вам психологическую форму работы, которую мы назвали «Формула успеха». Цель ее заключается в том, чтобы рассказывать про ребят, которые успешны не только в учебе, но и в других сферах жизни. Сделать это нужно, чтобы они чувствовали свою значимость и важность своих трудов и стараний. Если можно так выразиться, мы решили пропиарить наших учеников с психологической точки зрения. Мы выбрали самый простой способ: колонка в школьной газете. В колонке рассказывается про ученика, про его интересы, увлечения, его достижения и помещаются его фотографии. Собирают информацию сами психологи с классным руководителем и родителями. Потом мы приглашаем ученика, и с ним проводится психологическое интервью в свободной форме. Психолог пишет об ученике статью и отдает ее в редакцию школьной газеты. Нашу колонку мы ведем регулярно, в ней рассказывается о наших учениках начиная с пятого класса. Мы рассчитывали поддержать успешных школьников, но эффект оказался сильнее, чем мы ожидали. Ребята с большим интересом читают колонку, ждут, кто будет следующим. В начальной школе ученики начинают брать с этих ребят пример и проявляют уважение через приветствие, приглашение в класс на мероприятие и пр. А у того, о ком была написана статья, повышается самооценка, появляется уверенность в себе, ребята в классе с уважением начинают относиться к нему. По нашим наблюдениям, значимость учебы повышается, и быть успешным в учебе и активным по жизни становится модным и популярным. Колонку мы решили назвать «Формула успеха», потому что хотели этим сказать, что трудиться, проявлять интерес ко многим вещам и быть активным — важные условия успеха в будущем. Уважаемым является не тот ребенок, который считает себя «крутым», потому что всем хамит, дерзит, прогуливает уроки и у него много гаджетов, а тот, кто всё успевает, любит активную жизнь и с оптимизмом смотрит в будущее. Вот какова цель нашей психологической колонки. Вот несколько примеров наших психологических колонок. Каждый автор может разнообразить колонку своими идеями и литературными приемами.

Пример первый. Нашу колонку мы хотим начать с рассказа об удивительной ученице. Лена учится в нашей школе с первого класса и зарекомендовала себя очень трудолюбивой и успешной ученицей. А вот чем она еще занимается, помимо уроков, знают немногие. Обсуждая с Леной ее учебный день, мы не увидели ни одного пустого промежутка времени… У нее есть любимое занятие, которому она посвящает свое свободное время уже много лет. Лена с первого класса занимается в спортивном клубе. Про лошадей Лена знает всё или почти всё. В феврале этого года Лена стала победителем на открытии сезона спортивного клуба. Но это еще не все увлечения Лены. Она хорошо рисует, и в ее коллекции есть работы, достойные выставки, которая планируется после каникул. Когда есть цель, желание, тогда все получается. Вот первая формула успеха.

Пример второй. Что такое УСПЕХ? Мы уже обсуждали это в прошлой статье и пришли к выводу, что успех в жизни складывается не только из успешной учебы. Счастливой жизнь становится благодаря нескольким факторам. Один из них — любовь. Если человек любит и любим, то у него как будто вырастают крылья. Ему всё по плечу. Он способен совершить невозможное. Известны разные виды любви. Мы сегодня хотим рассказать вам о человеке, в жизни которого большую роль играет любовь к животным. Это Света Петрова из 9-го класса. Света, конечно, очень хорошо учится и, как многие из вас, занимается музыкой, рисованием и теннисом, но именно любовь к животным дает ей силы справляться с большой нагрузкой и оставаться жизнерадостной, открытой и общительной девочкой. Света очень любит свою собаку. Она проводит с ней каждый вечер, гуляет, играет, дрессирует. Летом Света тренирует свою собаку в воде, так как собака очень любит плавать. Давно известно, что собаки очень чувствительны к фальши. Они тонко чувствуют людей, и только очень добрый и искренний человек может стать ее другом. Когда Света рассказывала про своих питомцев, в ее глазах было море любви, тепла и заботы

декабрь    2014    ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

О том, как привлекают внимание….

Дети-клоуны, дети-шуты - редко какой класс обходится без них. Для неопытной учительницы, когда на уроке сидит такой "артист", работа становится пыткой. Наши рекомендации помогут педагогам выработать оптимальную модель поведения в этой ситуации.

Многим детям помогает превентивное внимание. Если вы знаете, что в классе есть ребенок, который обязательно начнет "тянуть одеяло на себя", прямо в начале урока (объяснения новой темы, опроса) уделите ему минуту персонального пристального внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите за помощь, внешний вид, прошлые успехи, поинтересуйтесь его мнением, просто подойдите и постойте рядом, прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это очень рентабельная трата времени, потому что в большинстве случаев этой минутной "порции" бывает достаточно, чтобы следующие 15-20 минут ребенок мог нормально работать и не портить вам нервы. Кроме того, он получает важный опыт, что внимание взрослого вовсе не обязательно "выцыганивать" - вы и так о нем помните и хорошо к нему относитесь.

Иногда очень хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите момент и поговорите с ребенком о том, как вам мешают его постоянные выходки в классе, как вы от этого устаете и расстраиваетесь, что остальные дети могут чего-то недопонять, не разобраться. Обычно ребята такого типа вовсе не злые, они очень живо и сочувственно реагируют на ваши жалобы и искренне хотят исправить свое поведение - только не могут ничего с собой поделать. Договоритесь, что вы не будете против безобидных шуток, разряжающих обстановку в классе, но как только ученик начинает вам по-настоящему мешать, вы подаете ему условный знак, смысл которого: "Остановись, это уже слишком!". Это может быть особый жест, взгляд, слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень важно и приятно, что он становится "избранным", доверенным лицом, хранителем секрета. Ваш условный знак (который займет у вас не более 5 секунд) для него есть та самая необходимая порция внимания, "доза", глоток воздуха, который позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.

Если сдерживающие усилия не помогают, постарайтесь, чтобы ваши "карательные меры" не подкрепляли истерическое поведение, а наказание не превращалось в театр одного актера. Можно до конца урока отсадить ученика на стул, стоящий так, чтобы остальные дети его не видели, можно задать дополнительное письменное задание - чтобы головы не мог поднять, в крайнем случае, можно взять за руку и вывести в коридор, а еще лучше - отвести в учительскую или к охраннику, и посадить в уголке. Важно избежать долгого спектакля: "Выйди из класса!" - "Нет, а что я сделал?", и так пять раз по кругу, поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте выходкам ребенка много внимания. Быстро, кратко, решительно, без эмоционально пресекайте безобразие, стараясь не прерывать хода урока - и все.

Ни в коем случае не создавайте для такого "обаяшки" режим попустительства. Не нужно подкреплять его пагубную жизненную стратегию. Как бы высокохудожественно он ни раскаивался и как бы умилительно ни улыбался, твердо гните свою линию: правила одни для всех, и тебе придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое поведение терпеть не буду. Обсудите с руководством возможность его изоляции в виде крайней меры пресечения безобразий: пусть один или два дня учится не в классе, а в гордом одиночестве, в уголке кабинета завуча, например. Позаботьтесь, чтобы заданий было достаточно по всем предметам, и чтобы все они были проверены и оценены.

Когда ученик ведет себя хорошо (или хотя бы приемлемо), обязательно найдите возможность посмотреть на него, улыбнуться, поговорить. Важно разрушить в его голове неправильную связь "паясничаю - получаю внимание, сижу смирно - меня как будто бы нет" и заменить ее другой: "паясничаю - оказываюсь в изоляции, веду себя хорошо - получаю внимание и признательность".

Автор: Л. Петрановская, материал с сайта http://adalin.mospsy.ru

Обратная связь

Нажмите F5 или обновите страницу, чтобы обновить вывод баннеров.

Электронный журнал
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Полезные ссылки
  • Министерство образования РБ
  • Сайт Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район
  • Информация об Обрнадзоре РБ
    Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан (Обрнадзор РБ),
    Начальник Обрнадзора РБ -

    Ганеева
    Альмира Альбертовна

    т.:8(347)251-98-84
    450005, г.Уфа, ул.Цюрупы, 100,102,
    ,
    e-mail: obrnadzorrb@yandex.ru

    Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz